Крестовые походы

Крестовые походыКрестовые походы для многих из нас ассоциируются исключительно с борьбой христиан и мусульман за Святую землю. На первый взгляд, все просто и ясно — противостояние двух религий, цивилизаций, культур. Но не будем спешить с выводами…

С 1095 по 1270 г. католическая церковь и европейские государи организовали восемь крестовых походов. Самым успешным был Первый, когда крестоносцам в 1099 г. удалось захватить вожделенный Иерусалим. В 1187 г. он был отбит войсками султана Саладина (Салах-ад-Дина), объявившего джихад завоевателям и установившего контроль практически над всей Святой землей.

Дальнейшие события не принесли большой славы крестоносцам. Им удалось вторично за­нять Иерусалим в 1229 г. (с помощью диплома­тии, а не военной силы), но уже через 1 5 лет город окончательно перешел во власть мусульман. Два последних крестовых похода закончились полным провалом и к концу 13 века с европейским присутствием на Ближнем Востоке было покончено.

Вопреки расхожему мнению военные столкно­вения начались задолго до появления армий крестоносцев в Азии — крестоносцы сражались с… христианами. Участники Первого крестового похода двигались к Святой земле через Венгрию, Болгарию и Византию, словно по вражеской тер­ритории. Грабежам, убийствам, насилию не было конца, местные жители взялись за оружие и стали мстить. Бесчисленные стычки с братьями по вере серьезно ослабили крестоносное воинство еще на дальних подступах к владениям мусульман.

С трудом крестоносцы добрались до Константи­нополя. Пока их вожди вели непростые переговоры с византийским императором Алексеем, «заскучав­шие» рядовые вновь начали устраивать беспорядки и погромы. Встревоженный император поспешил избавиться от беспокойных гостей, переправив их через Босфор. Но, как говорится, осадок остался: с Первого крестового похода отношения между ви­зантийцами и крестоносцами стали враждебными.

В 1202 г. Европа стала готовиться к Четвертому крестовому походу. На сей раз крестоносцы заду­мали отправиться на Святую землю морским путем, для этого они наняли корабли у Венеции. Денег, как обычно, не хватило, и хитрые венецианцы предло­жили сделку: отработать транспортные услуги огнем и мечом, нанеся удар по их торговому конкуренту — городу Задар (Зара), находившемуся под властью венгерского короля (который, кстати, оказывал все­мерную помощь крестоносному воинству). Несмотря на категорический запрет папы Иннокентия III, «бор­цы против неверных» обрушились на христианский Задар и разграбили его.

Аппетит приходит во время еды: после Задара крестоносцы обратили алчные взоры на другой хри­стианский город — Константинополь. После яростного штурма 13 апреля 1204 г. город пал. Три дня захватчи­ки грабили город,уничтожая и расхищая культурные цен­ности, втом числе —древние христианские реликвии из византийских храмов.

Таким образом, миссия по освобождению Гроба Господня обернулась баналь­ным разбоем, жертвами которого стали как католи­ки Задара, так и православные византийцы.

До Иерусалима крестоносцы, занятые разделом Византийской империи, так и не дошли.

Но и мусульмане не были едины перед лицом экс­пансии крестоносцев. К концу XI в. они погрязли в междоусобной борьбе: турки-сельджуки малоази­атского султаната Рум сражались с египетской ди­настией Фатимидов за господство над Палестиной и Сирией, правители небольших ближневосточных государств и вожди племен — друг с другом, шии­ты — с суннитами и т. п. Да и впоследствии мусуль­манские султаны и эмиры не считали зазорным вступать в союзы с крестоносцами против своих соплеменников. Религиозные противоречия между Крестом и Полумесяцем отходили на второй план, когда речь заходила о личных интересах восточных владык и европейских королевских особ.

На Святой земле существовало немало христиан­ских общин: мелькиты, монофизиты, марониты, несториане и т. д. При всех богословских различиях они имели одну общую черту — никто не признавал главенства Рима. Тем не менее папы римские взя­ли на себя роль покровителей христиан Ближнего Востока и вдохновенно расписывали, как ужасно живется братьям по вере под гнетом неверных. Но христиане Ближнего Востока никого о помощи не просили. Разумеется, их взаимоотношения с му­сульманами не всегда были безоблачными, но и о си­стематических гонениях говорить не приходится. Все христиане Святой земли имели статус ад-дхимма (защищенного народа), они свободно исповедовали свою веру, занимались хозяйством и торговлей. От них требовалось лишь не по­рицать Коран и ислам, а также исправно платить налоги.

С приходом крестоносцев европейские христиане установили власть над местными. Это вызвало недовольство мелькитов. Не сложились отношения «освободителей» и с армянами: многие из них, будучи христианами, воевали против европейцев под знаменами Саладина.

Причинами отчуждения стали серьезные раз­личия в культуре восточных христиан и крестонос­цев, политические разногласия, а также высокая степень интеграции местных христиан в цивили­зацию Востока. Кроме того, восточным христианам очень не понравилось стремление агрессивных братьев по вере учить их «истинному» христиан­ству, огульно обвиняя несогласных в ереси.

В результате Крестовых походов христианские сообщества на Востоке пришли в упадок. Захва­ченная крестоносцами Византийская империя су­мела в 1261 г. освободиться от «латинян», но так и не смогла до конца оправиться: через два столетия Константинополь пал под ударами турок. А Европа несколько веков отбивалась от атак Османской империи. Посеявшие ветер пожали бурю: война, начатая Западом на Востоке, подобно бумерангу, вернулась в Европу.