Японские ниндзя

Японские ниндзяСуществует несколько версий происхож­дения ниндзя. Самые древние связаны, как это ни удивительно, вовсе не с Япо­нией, а с Китаем, вечным соперником Страны восходящего солнца. Во второй половине первого тысячелетия Япония не являлась таким закрытым государством, ка­ким стала позднее, и на архипелаг в мас­совом порядке мигрировали китайские переселенцы. Не обычные крестьяне или ремесленники, а элита — аристократия, интеллигенция, купцы, которые везли с собой богатые знания, в том числе по боевым искусствам, буддийской магии, медитативным психотехникам.

Согласно другой распространенной версии, в VI—VII вв. в Китае имелось не­сколько религиозных школ: даосизм, конфуцианство и буддизм. Со временем буддизм практически вытеснил другие конфессии, получив статус государствен­ной религии. Однако вскоре уже в самом буддизме наметился некий раскол. В Ки­тае существовала многочисленная каста бродячих монахов, именуемых люгаи. Они ходили по деревням и распростра­няли учение. отличавшееся от официаль­ных догм. Со временем эти учения стали настолько почитаемы среди простого населения, что бросили вызов основ­ной религии.

В результате власти Китая объявили бродячих монахов колдунами, опорочившими учение Будды, и устрои­ли массовые гонения. В ответ на эти действия пилигримы создали люгай мэнь (кит., врата истины) — учение, включав­шее в себя искусство перевоплощения, методы нетрадиционного врачевания, техники гипноза и транса, особый вид рукопашного боя.

С приходом к власти в Китае дина­стии Тан, установившей прочные добро­соседские связи с Японией, в Страну восходящего солнца попали и люгаи. На новой почве они трансформировались в сидосо — монахов, живших по своим законам. Еще через некоторое время по­явилось самостоятельное философско- мистическое учение сюгэндо (яп., путь обретения могущества). Его основателем считается Энно Одзуну (634-703). С помощью дыхательно- медитативных упражнений сюгэндо яко­бы позволяло сознанию подняться к вер­шинам гор, вступить в контакт с духами и получить божественную силу. Япон­ские крестьяне также быстро попали под влияние сюгэндо и в результате в 717 году был издан указ, запрещавший бродяжничество, а еще через несколь­ко месяцев — декрет, объявивший вне закона само учение. Спустя несколько веков в горных поселениях монахов сформировались отряды самооборо­ны, которым не было равных в боевом искусстве. И когда в Японии между князьями (даймё) вспыхнули междо­усобные войны, последователи сюгэн­до вышли на первый план. Даймё, ко­торым требовались профессиональные воины, стали нанимать гонимых ранее отшельников для исполнения самых грязных дел. Постепенно родилось ниндзюцу — искусство разведчиков, диверсантов и наемных убийц.

Ниндзя вошли в историю как мастера тайного и явного боя, однако основной их задачей было достижение духовного и физического совершенства с целью тайного управления людьми и события­ми, чтобы обеспечить процветание и без­опасность собственному роду и семье.

Японские ниндзя историяМентальная программа обучения со­стояла из шести ступеней. Первая — осо­знание бренности человеческого тела, понимание его несовершенства и при­нятие существования множества слу­чайностей — от болезней до несчастных случаев, которые могут его повредить. Вто­рая — овладение собственными органами чувств, осознание того факта,что нередко они могут обманывать человека, приоб­ретение способности отличать истинное от ложного. Третья ступень медитации должна была научить ниндзя понимать непостоянство человеческих ценностей. Под влиянием внешних обстоятельств то, что вчера было ценно, завтра может стать ничтожным. Четвертая ступень—осозна­ние собственной незначительности перед природой и космосом. Пятая ступень позволяла избавиться от материальных привязанностей в этом мире. И, нако­нец, шестая ступень, самая слож­ная, должна была научить нин­дзя побеждать собственные эмоции, рождавши­еся при общении с дру­гими людьми. В итоге ниндзя, прошедший все этапы подготовки, четко осознавал отно­сительность не только физических, но и мораль­ных ценностей этого мира. Он был эмоционально невозмутим и мог действовать, согласуясь как с логикой, так и с интуицией, что позволяло побеждать практически во всех ситуациях.

В период расцвета учения в Японии существовало несколько десятков круп­ных школ ниндзюцу. В XIII веке их было около 20, в XVII веке— уже 70. Самыми влиятельными из них считались Гёкко- рю, Дзёсю-рю, Ига-рю, Кайдзи-рю, Кога- рю. Косю-рю, Накагава-рю, Нэгоро-рю, Тогакурэ-рю, Фума-рю.

Поселения ниндзя представляли собой хорошо укрепленные горные деревни с четкой иерархией внутри клана. Вер­ховная власть принадлежала дзёнину. в подчинении которого находились тюнины — руководители небольших отрядов ниндзя. Самой низшей ка­стой — рядовыми солдатами — были гэнины. Повседневная одежда ниндзя вполне со­ответствовала монаше­скому стилю. Во время операций воины носили некое подобие рясы, по­хожей на одеяние буддий­ских монахов.

Разные кланы ниндзя обладали уникальны­ми техническими на­выками. У клана Фума-рю имелись собственные подводные лодки. В них были особые люки, через которые ниндзя выбирались, подплывали к вражеским кораблям и ды­рявили их днище. А члены клана Гёкко-рю знали все о болевых точках на теле чело­века. Путем воздействия на эти центры можно было не только на время парали­зовать противника, но и убить его.

Среди адептов ниндзюцу осущест­влялось строгое деление на сословия. На самой низшей ступеньке стояли специалисты по разведке, солдаты и диверсанты. На средней находились специалисты по агентурной работе, за­нимавшиеся вербовкой осведомителей среди высокопоставленных чиновников. Высшая каста занималась организацией государственных переворотов, мятежей и направлением социальных потоков в нужную заказчику сторону.

Постепенно власть в Японии сосредо­точилась в руках Такэды Сингэна, из­вестного собирателя японских земель в единое государство. Как пишут исто­рические хроники, он был одним из пер­вых феодалов, который открыто держал у себя на службе целый отряд ниндзя из клана Кога-рю. Однако век ниндзя оказался недолог, постепенно они пере­стали играть роль решающей силы в войне феодалов Япо­нии. В 1603 г. новый сёгун То­кугава Иэясу объявил ниндзя вне закона. Им было предложено либо стать телохранителями правителя, либо быть уничтоженными. С непокорными так и поступили. Большинство «демонов ночи» были ликвидированы самураями.

Самое известное уничтожение 4 тыс. ниндзя в провинции Ига 46-тысячной ар­мией самураев под командованием Оды Нобунаги сложно назвать честным пое­динком. После расправы, приняв к себе на службу наиболее лояльных воинов, Токугава полностью запретил практико­вать ниндзюцу в Японии. На этом путь та­инственного учения ниндзюцу на арене истории мог бы и завершиться, если бы в 1676 г. один из последних патриархов клана Ига-рю Фудзибаяси Ясугакэ не на­писал огромный трактат, получивший на­звание «Бансэн сюкай» («Десять тысяч рек собираются в море»).

В этом десятитомном труде легендар­ный воин подробно рассказал об исто­рии и практиках ниндзюцу. Уникальность данного трактата в том, что в нем впер­вые были объединены все аспекты нинд­зюцу. Первый том содержал подробную историю появления ниндзя и рассказ об их философии, второй в красках рас­сказывал о мотивациях действий ниндзя на протяжении их жизни, в третий были включены подробные инструкции по взаимодействию с агентурой, в четвер­тый — правила поведения на публике. Тома с пятого по седьмой описывали ра­боту, восьмой — использование сил при­роды, девятый — технические средства, а десятый был посвящен ядам и взрыв­чатым веществам.

Есть информация, что некоторые тома «Бансэн сюкай» сохранились до наших дней, но их практически невоз­можно прочитать из-за редкого диалек­та, на котором был написан трактат. Зато в Японии известно другое сочинение, ав­тором которого стал еще один патриарх клана Ига-рю — Фудзибаяси Масатакэ.

В школу Масааки Хацуми, что неподалеку от Токио, ежегодно приезжают около тысячи человек, желающих научиться искусству ниндзя.

«Сэнин ки», или «Записки о бессмерт­ных». во многом повторяет содержание «Бансэн сюкай» но зато эта книга читабельна, поскольку была написана сравнительно недавно — в 1861 году.

По распространенной на сегодня легенде. последний официальный выход ниндзя на подмостки истории завершился полным провалом. В 1853 г.американские власти решили прорвать торговую изоляцию Японии. Флотилия из четырех кораблей во главе с коммодором Мэтью Перри вошла в бухту Токио. Американцы предложили японцам войти в мировое сообщество и начать торговать со всем цивилизованным миром, однако правитель Японии поначалу не поверил чужестранцам и направил на их флагман ниндзя, чтобы тот похитил бумаги, в которых должны были иметься сведения об истинных планах Америки. Воин проник незамеченным в каюту Перри и принес своему повелителю… собрание неприличных анекдотов. Несмотря на запрет и официальный отказ использовать ниндзя на государственной службе, через некоторое время после начала Японо-китайской войны (1937-1945 гг.) в Японии открылась секретная школа развед центра. Поскольку учреждение было секретным, его истинное название неизвестно, зато есть сведения, что в его стенах практиковались техники средневековых ниндзя.

Сегодня заведения, где преподается учение ниндзюцу. есть даже в России. Всемирную известность школам ниндзя принес Масааки Хацуми, талантливый ученик последнего патриарха школы Тога курэ-рю ТошитсугуТакамацу. Имен¬но он после смерти учителя, в начале 1980-х гг., рассекретил все учебники и пособия по ниндзюцу, а затем начал обучать этому искусству сначала соотечественников, а потом и иностранцев.

Современные школы ниндзюцу делают упор на преподавание боевых искусств, а между тем главным в их учении было все-таки не владение физическим телом, а совершенствование духа, сознания и медитативного мышления. Того, чего многим нашим современникам сильно недостает.