Петра – каменный город

Петра – каменный город

В юго-западной части сегодняшнего Омана, в 50 милях к югу от Мертвого моря среди грозных скал, меж песчаных гор Аравийской пустыни лежат руины древнего города Петра («Петра» в переводе с греческого означает «скала, камень»). Из соображений сохранности сегодня доступ на территорию этого впечатляющего комплекса храмов, гробниц и жилищ ограничен. В Петру можно попасть исключительно пешком или верхом на коне через темный извилистый тоннель в скале, известный как ущелье Сик (в арабской транскрипции «клефт» — расщелина), который в некоторых местах имеет лишь несколько футов в ширину. Петра — величайшая загадка пустыни, включающая около тысячи памятников архитектуры. Когда-то здесь шумели фонтаны и благоухали сады, существовало постоянное водоснабжение. Почему же высеченная из песчаника Петра находилась в таком изолированном, засушливом месте? Кто построил этот величественный город и что случилось с его жителями?

Древнейшим населением Петры были эдомитяне — племена семитской языковой группы, которые в Библии упоминаются как потомки Исава. Однако за восхитительную архитектуру города мы, в большей степени, должны быть благодарны набатейской культуре. Набатейцы — это представители кочевых арабских племен, которые к IV веку до нашей эры поселились на землях Палестины и на юге Иордании и создали государство со столицей в Петре. Естественная защита и удобное расположение — на развилке торговых путей, соединявших арабскую, ассирийскую, египетскую, греческую и римскую цивилизации, — способствовали усилению Набатеи. Доход от контроля за караванным путем, соединявшим Аравию с Сирией, вскоре позволил набатейцам создать своеобразную торговую империю, на севере простиравшуюся до Сирии, а город Петра стал центром торговли пряностями.

Накопленные в результате торговли сокровища набатейцы вкладывали в строительство. Высеченные из камня здания были выполнены в стиле, сочетавшем местные традиции и каноны эллинистической культуры. Впрочем, размах, с которым набатейцы вели строительные работы, вполне объясним. Петра располагалась на краю палящей пустыни, а значит, снабжение водой было делом первостепенной важности, поэтому набатейцы построили очень сложную систему плотин, разработали ирригационную систему и технологию сбережения воды. Богатство набатейцев вызывало зависть у соседей, отчего жителям Петры не раз приходилось обороняться. В конце IV века до нашей эры город атаковал царь Антигон из династии Селевкидов. (Империя Селевкидов была основана в 312 году до нашей эры полководцем Александра Македонского Селевком I и включала большую часть восточных земель империи Александра.) В 64—63 годах до нашей эры Набатея была покорена римским полководцем Помпеем, а в 107 году нашей эры, в период правления императора Трояна, стала частью римской провинции Аравия. Но расцвет Петры продолжился и в период римской оккупации: строились новые сооружения, в частности огромный театр, колоннада, обрамляющая центральную улицу, и триумфальная арка перед входом в ущелье. Ученые подсчитали, что в период наивысшего расцвета население Петры составляло приблизительно 20—30 тыс. человек. С ростом влияния сирийского города Пальмиры, расположенного на пересечении торговых путей, соединявших Римскую империю с Персией, Индией и Китаем, деловая активность в Петре пришла в упадок.

В IV веке Петра стала частью христианской Византийской империи, но уже в 363 году нашей эры отдельно стоящие строения города были разрушены в результате мощнейшего землетрясения. Именно в этот период набатейцы покинули Петру, и никто не знает наверняка почему. Вряд ли город был заброшен из-за землетрясения. Во время раскопок было найдено очень мало ценных предметов, что свидетельствовало о том, что люди не ушли внезапно. Позднее, в 551 году, землетрясение чудовищной силы практически полностью разрушило город, поэтому к началу арабских завоеваний в VII веке Петра уже уходила в небытие. В 747 году еще одно разрушительное землетрясение окончательно опустошило город. Вплоть до начала XII века здесь воцарилась тишина, пока на территорию города не вступили крестоносцы. Они решили обустроить в Петре свой форт. Но уже в XIII веке крестоносцы покинули город, и тот оказался во власти песчаных бурь, скрывших на века большую часть некогда великого города. О руинах Петры надолго забыли.

Лишь в 1812 году англо-швейцарский исследователь Иоганн Людвиг Буркхардт нашел затерянный в песках город, пробудив к нему интерес западного мира. Буркхардт, желая постичь восточную мудрость и азиатский образ жизни, путешествовал но Ближнему Востоку под видом мусульманского торговца (под именем шейх Ибрагим ибн Абдалла). В Элджи, маленьком поселении близ Петры, Буркхардт услышат рассказ о заброшенном городе, скрытом в горах долины Вади Муса (долины Моисея). Назвавшись пилигримом, пожелавшим сделать жертвоприношение в древнем городе, он убедил двух местных бедуинов провести его через узкое ущелье. У подножия гробницы пророка Аарона Буркхардт принес козла в жертву и, прежде чем отправиться назад в Элджи, внимательно осмотрел руины Петры. Путешествие было недолгим, но он смог составить карту разрушенного города и сделать запись в путевом журнале об открытии Петры.

С тех пор тема затерянного в скалах города будоражит воображение путешественников, ученых и археологов. Романтическая атмосфера этого места точно подмечена в знаменитой поэме Джона Уильяма Бэргона «Петра» (1845). Взору читателя открывается «город розово-пурпурного цвета, древний, как само время». Загадкой остается предназначение этого удивительного места. Что это было — крепость, торговый центр или священный город? Здесь найдено множество царских усыпальниц и гробниц для захоронения местного населения, а также могильных шахт, в которых, видимо, заживо хоронили преступников. По результатам проведенных за последние десять лет археологических раскопок можно заключить, что за время своего существования Петра могла выполнять различные функции. Как уже говорилось, попасть в город можно только через узкий проход — изумительной красоты ущелье длиной более мили меж уходящих ввысь отвесных скал из золотисто-коричневого песчаника. В камне ущелья Сик выдолблено множество небольших набатейских гробниц, а также желобы, в которых когда-то находились глиняные трубы для доставки в город питьевой воды, что подтверждает высокий уровень знаний набатейцев в области гидротехники. Справа, при входе в ущелье, расположено еще одно чудо инженерной мысли набатейцев, но более позднего времени. Сейчас, как и 2000 лет назад, после сильного дождя вода стекает вниз по горам Вади Муса в Сик, угрожая городу затоплением. После чудовищного наводнения в Петре в 1963 г. правительство решило построить плотину, чтобы изменить русло потока дождевой воды. Во время строительства землекопы с удивлением обнаружили остатки древней плотины. Приблизительно во II в. до н. э. набатейцы построили плотину у входа в ущелье для отвода воды, направив поток на север через систему туннелей, а затем назад, в сердце города, где дождевую воду использовало для своих нужд население.

Из Сика открывается изумительный вид на самый известный и самый восхитительный памятник города Петра — Казну, или Сокровищницу (по-арабски эль-Хазнех), созданную в античном стиле. Сокровищницей ее назвали бедуины. По легенде, несметные богатства египетского фараона были спрятаны внутри большой каменной урны, расположенной на вершине центральной статуи над портиком. Бедуины верили в предание и иногда пытали счастья, расстреливая урну из винтовок, в надежде разбить ее и заполучить сокровища. И сегодня можно увидеть множество пулевых отверстий на поверхности урны. Хорошо сохранился фасад Сокровищницы: высотой 131 фут и около 88 футов в ширину, он вырезан в скале из твердого песчаника и украшен изящными колоннами, изображающими набатейских божеств и мифических персонажей. Предположительно, Сокровищница была царской усыпальницей, возможно, это останки царя захоронены в маленькой камере в задней части строения. Видимо, ее также использовали какхрам, хотя неизвестно, какому именно богу или богине он был посвящен. Датировать Хазнех пока не удалось, но наиболее вероятным временем его создания считается I в. до н. э.

Одним из немногих отдельно стоящих зданий Петры, которые сохранились до наших дней, является огромный, выложенный из камня храм Душары, также известный как Каср эль-Бинт Фираун (Дворец дочери фараона). Большая часть этого огромного храма из желтого песчаника с массивными стенами высотой 75 футов, расположенными нарезной платформе, сейчас отреставрирована. Он был построен в период примерно с 30 г. до н. э. по 40 г. н. э. в честь Душары — главного набатейского божества. Внутри храма расположены три помещения, среднее из которых служило святилищем.

Напротив этого строения высится Храм крылатых львов, названный так благодаря статуям двух львов, вырезанных с обеих сторон от входа. Это наиболее интересный из известных ныне набатейских храмов, поскольку более 20 лет он был объектом раскопок и изучения американской экспедиции в Петре. Он, по всей видимости, был посвящен доисламской арабской богине плодородия Аллат — одной из трех главных богинь Мекки. Это отдельно стоящее здание на самом деле является настоящим храмовым комплексом с мастерскими и жилыми помещениями (в одной из мастерских даже изготовлялись сувениры!). Внешне храм практически в точности совпадает с описанием храма Афродиты в Петре, которое приводится в свитках Мертвого моря. Во время раскопок здесь было найдено огромное количество предметов, что позволило достаточно точно установить время основания храма. Он был заложен в августе 28 г. н. э. и разрушен в результате колоссального землетрясения в мае 363 года.

Самым большим архитектурным памятником Петры является монастырь Эль-Дейр. В Византийский период (330— 1453 гг.) он служил церковью, почему и назван монастырем. Здание расположено в чудесном месте: монастырь 164 футов в ширину и 148 футов в высоту с портиком высотой 26 футов возвышается над горой. Подобно Сокровищнице, он вырезан в скале, и в целом действительно похож на укрупненную черновую версию более известного исторического памятника города Петра, поврежденную непогодой. Археологи считают, что строительство Эль-Дейра началось в годы правления пабатейского царя Рабела II (76—106 гг.), но так и не было окончено.

Петра снова оказалась в центре общественного внимания в 1989 г., когда на экраны вышла кинокартина «Индиана Джонс и последний крестовый поход» с Харрисоном Фордом в главной роли. Монастырь использовали для съемок тайного храма, существование которого скрывалось сотни лет, где герою Харрисона Форда наконец удалось разыскать священный Грааль. Снова о монастыре заговорили в новостях в 2005 году, когда далай-лама принимал лауреатов Нобелевской премии. Вместе с актером Ричардом Гиром он организовал в розово-пурпурном городе двухдневную конференцию под названием «Мир в опасности». К счастью, большая часть руин древнего города, вырезанных в твердой скальной породе, находится в отличном состоянии, но тем не менее, как и многим другим древним памятникам, Петре угрожает постоянный чрезмерный наплыв туристов. Особенно сильно страдают отдельно стоящие здания из песчаника— они разрушаются под воздействием соли, воды и ветра. 6 декабря 1985 году Петра была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Последние несколько лет специалисты реставрируют памятник: замазывают дыры и трещины в камнях специальной смесью, максимально схожей по составу с песчаником величественных зданий 2000-летней давности. Будем надеяться, что руины одного из наиболее красивых и восхитительных городов простоят по крайней мере еще 2000 лет.