Внедрение законов механики в магию

Вплоть до конца XVIII столетия не существовало секретных средств, передающих многочисленные движения между визуально изолированными деталями механизмов, которые заменяли неуклюжие устройства, прячущие сообщника в полости ножек, задрапиро­ванных так, чтобы все выглядело как простой стол.

Джузеппе ПинеттиДжузеппе (Joseph) Пинетти (1750 — 1803) – итальянский фокусник, который сумел вывести искусство иллюзии на новый уровень. Пинетти расположил три горизонтальных рычажка, прикрытые тканью, близко друг к другу сверху тонкого столика. Эти рычаги приводились в действие проводками, проходящими сквозь ножки стола к сообщнику за сце­ной или за перегородкой. В основании каждого аппарата, который должен был работать свободно установлен­ным сверху стола, были три соответ­ствующих рычажка, прикрытые тканью.

После проверки зрителями детали ме­ханизмов помещались поверх стола в такую позицию, что оба комплекта рычажков точно совпадали и каждый накладывался на другой. В одном эффекте сообщник запускал маленькие меха в основании лампы, чтобы за­тушить пламя. В другом — он отпускал крючок, заставляя пружиной выпускать стрелу из лука куклы спортсмена; он активизировал двойные меха внутри бутылки, которые заставляли цветы и фрукты подниматься среди листьев искусственного куста, надувая воздухом мно­гочисленные маленькие пузырьки формой и окраской напоминающие их; он открывал и за­крывал клапаны позволявшие шарикам выле­зать из различных дверей в модели домика по желанию аудитории; и он управлял маленьким мехом в теле игрушечной птицы, которым она тушила свечу.

Другой конджюрер (фр. conjuror: волшебник, фокусник, колдун) применил более сложные образцы аппаратуры, одно из которых было часами с небольшой стрелкой, перемещающей­ся поверх стеклянного диска по требованию аудитории.

Стеклянный диск с нанесенными числами или буквами был в действительности двойным: обратная сторона одного из них была отделана храповидными зубьями, по всему периметру скрытыми кольцевой рамкой, которая их под­держивала, и хотя пьедестал колонны был разделен на три части и демонстрировался зрителям, подвижные стержни, управлялись рычажками на столе, которые в каждой секции были надлежащим образом прикрыты тканью.

 Робер-Уден, фокус апельсиновое деревоВ другом механическом трюке, популяризованном Торчини, Уденом, Филиппом и Робином и ра­ботающем аналогичным образом, маленький арлекин выбирался из ящика, стоящего на столе, перекидывал свои ноги спереди ящика, усаживаясь на краю, кивал головой, курил трубку, тушил свечку и свистел основную мелодию ор­кестру. Робер-Уден вместо рычажков на столе применял вертикальные прутки, каждый из которых то выдвигался, то заходил в трубку в соответствии с тем, как он вытягивался вниз спиральной пружи­ной или давился вверх по полому шнуру, который проходил через блок на верху трубки, и далее вниз по ножке стола в секретное место с сообщником. В центре его стола было десять таких «поршней», а десять шнуров проходили под полом сцены, заканчиваясь на клавиатуре. Различные остроумные автоматы активизи­ровались передаваемым таким образом движением.

Самым сложным образцом механического аппарата, сконструиро­ванного Уденом, было апельсиновое дерево. Апельсины, за исключением одного, были настоящими, насаженны­ми на небольшие шипы и скрываемыми полусферическими экранами, которые прикрывали листья. Экраны, когда все, выдавливаемое поршнями, поднималось вверх, делали полуоборот и открывали фрукт. Цветы были спрятаны за листвой, пока не поднимались из-за нее под действием других поршней. Близко к верхушке дерева искусственный апельсин раскрывался на четыре части. В это время две бабочки, прикрепленные к тонким медным ручкам, поднимались позади дерева, оказываясь по обе стороны, а из открытого апельсина вылезал платок, который ранее был позаимство­ван у зрителей и исчез.