Существует несколько версий происхождения ниндзя. Самые древние связаны, как это ни удивительно, вовсе не с Японией, а с Китаем, вечным соперником Страны восходящего солнца. Во второй половине первого тысячелетия Япония не являлась таким закрытым государством, каким стала позднее, и на архипелаг в массовом порядке мигрировали китайские переселенцы. Не обычные крестьяне или ремесленники, а элита — аристократия, интеллигенция, купцы, которые везли с собой богатые знания, в том числе по боевым искусствам, буддийской магии, медитативным психотехникам.
Согласно другой распространенной версии, в VI—VII вв. в Китае имелось несколько религиозных школ: даосизм, конфуцианство и буддизм. Со временем буддизм практически вытеснил другие конфессии, получив статус государственной религии. Однако вскоре уже в самом буддизме наметился некий раскол. В Китае существовала многочисленная каста бродячих монахов, именуемых люгаи. Они ходили по деревням и распространяли учение. отличавшееся от официальных догм. Со временем эти учения стали настолько почитаемы среди простого населения, что бросили вызов основной религии.
В результате власти Китая объявили бродячих монахов колдунами, опорочившими учение Будды, и устроили массовые гонения. В ответ на эти действия пилигримы создали люгай мэнь (кит., врата истины) — учение, включавшее в себя искусство перевоплощения, методы нетрадиционного врачевания, техники гипноза и транса, особый вид рукопашного боя.
С приходом к власти в Китае династии Тан, установившей прочные добрососедские связи с Японией, в Страну восходящего солнца попали и люгаи. На новой почве они трансформировались в сидосо — монахов, живших по своим законам. Еще через некоторое время появилось самостоятельное философско- мистическое учение сюгэндо (яп., путь обретения могущества). Его основателем считается Энно Одзуну (634-703). С помощью дыхательно- медитативных упражнений сюгэндо якобы позволяло сознанию подняться к вершинам гор, вступить в контакт с духами и получить божественную силу. Японские крестьяне также быстро попали под влияние сюгэндо и в результате в 717 году был издан указ, запрещавший бродяжничество, а еще через несколько месяцев — декрет, объявивший вне закона само учение. Спустя несколько веков в горных поселениях монахов сформировались отряды самообороны, которым не было равных в боевом искусстве. И когда в Японии между князьями (даймё) вспыхнули междоусобные войны, последователи сюгэндо вышли на первый план. Даймё, которым требовались профессиональные воины, стали нанимать гонимых ранее отшельников для исполнения самых грязных дел. Постепенно родилось ниндзюцу — искусство разведчиков, диверсантов и наемных убийц.
Ниндзя вошли в историю как мастера тайного и явного боя, однако основной их задачей было достижение духовного и физического совершенства с целью тайного управления людьми и событиями, чтобы обеспечить процветание и безопасность собственному роду и семье.
Ментальная программа обучения состояла из шести ступеней. Первая — осознание бренности человеческого тела, понимание его несовершенства и принятие существования множества случайностей — от болезней до несчастных случаев, которые могут его повредить. Вторая — овладение собственными органами чувств, осознание того факта,что нередко они могут обманывать человека, приобретение способности отличать истинное от ложного. Третья ступень медитации должна была научить ниндзя понимать непостоянство человеческих ценностей. Под влиянием внешних обстоятельств то, что вчера было ценно, завтра может стать ничтожным. Четвертая ступень—осознание собственной незначительности перед природой и космосом. Пятая ступень позволяла избавиться от материальных привязанностей в этом мире. И, наконец, шестая ступень, самая сложная, должна была научить ниндзя побеждать собственные эмоции, рождавшиеся при общении с другими людьми. В итоге ниндзя, прошедший все этапы подготовки, четко осознавал относительность не только физических, но и моральных ценностей этого мира. Он был эмоционально невозмутим и мог действовать, согласуясь как с логикой, так и с интуицией, что позволяло побеждать практически во всех ситуациях.
В период расцвета учения в Японии существовало несколько десятков крупных школ ниндзюцу. В XIII веке их было около 20, в XVII веке— уже 70. Самыми влиятельными из них считались Гёкко- рю, Дзёсю-рю, Ига-рю, Кайдзи-рю, Кога- рю. Косю-рю, Накагава-рю, Нэгоро-рю, Тогакурэ-рю, Фума-рю.
Поселения ниндзя представляли собой хорошо укрепленные горные деревни с четкой иерархией внутри клана. Верховная власть принадлежала дзёнину. в подчинении которого находились тюнины — руководители небольших отрядов ниндзя. Самой низшей кастой — рядовыми солдатами — были гэнины. Повседневная одежда ниндзя вполне соответствовала монашескому стилю. Во время операций воины носили некое подобие рясы, похожей на одеяние буддийских монахов.
Разные кланы ниндзя обладали уникальными техническими навыками. У клана Фума-рю имелись собственные подводные лодки. В них были особые люки, через которые ниндзя выбирались, подплывали к вражеским кораблям и дырявили их днище. А члены клана Гёкко-рю знали все о болевых точках на теле человека. Путем воздействия на эти центры можно было не только на время парализовать противника, но и убить его.
Среди адептов ниндзюцу осуществлялось строгое деление на сословия. На самой низшей ступеньке стояли специалисты по разведке, солдаты и диверсанты. На средней находились специалисты по агентурной работе, занимавшиеся вербовкой осведомителей среди высокопоставленных чиновников. Высшая каста занималась организацией государственных переворотов, мятежей и направлением социальных потоков в нужную заказчику сторону.
Постепенно власть в Японии сосредоточилась в руках Такэды Сингэна, известного собирателя японских земель в единое государство. Как пишут исторические хроники, он был одним из первых феодалов, который открыто держал у себя на службе целый отряд ниндзя из клана Кога-рю. Однако век ниндзя оказался недолог, постепенно они перестали играть роль решающей силы в войне феодалов Японии. В 1603 г. новый сёгун Токугава Иэясу объявил ниндзя вне закона. Им было предложено либо стать телохранителями правителя, либо быть уничтоженными. С непокорными так и поступили. Большинство «демонов ночи» были ликвидированы самураями.
Самое известное уничтожение 4 тыс. ниндзя в провинции Ига 46-тысячной армией самураев под командованием Оды Нобунаги сложно назвать честным поединком. После расправы, приняв к себе на службу наиболее лояльных воинов, Токугава полностью запретил практиковать ниндзюцу в Японии. На этом путь таинственного учения ниндзюцу на арене истории мог бы и завершиться, если бы в 1676 г. один из последних патриархов клана Ига-рю Фудзибаяси Ясугакэ не написал огромный трактат, получивший название «Бансэн сюкай» («Десять тысяч рек собираются в море»).
В этом десятитомном труде легендарный воин подробно рассказал об истории и практиках ниндзюцу. Уникальность данного трактата в том, что в нем впервые были объединены все аспекты ниндзюцу. Первый том содержал подробную историю появления ниндзя и рассказ об их философии, второй в красках рассказывал о мотивациях действий ниндзя на протяжении их жизни, в третий были включены подробные инструкции по взаимодействию с агентурой, в четвертый — правила поведения на публике. Тома с пятого по седьмой описывали работу, восьмой — использование сил природы, девятый — технические средства, а десятый был посвящен ядам и взрывчатым веществам.
Есть информация, что некоторые тома «Бансэн сюкай» сохранились до наших дней, но их практически невозможно прочитать из-за редкого диалекта, на котором был написан трактат. Зато в Японии известно другое сочинение, автором которого стал еще один патриарх клана Ига-рю — Фудзибаяси Масатакэ.
В школу Масааки Хацуми, что неподалеку от Токио, ежегодно приезжают около тысячи человек, желающих научиться искусству ниндзя.
«Сэнин ки», или «Записки о бессмертных». во многом повторяет содержание «Бансэн сюкай» но зато эта книга читабельна, поскольку была написана сравнительно недавно — в 1861 году.
По распространенной на сегодня легенде. последний официальный выход ниндзя на подмостки истории завершился полным провалом. В 1853 г.американские власти решили прорвать торговую изоляцию Японии. Флотилия из четырех кораблей во главе с коммодором Мэтью Перри вошла в бухту Токио. Американцы предложили японцам войти в мировое сообщество и начать торговать со всем цивилизованным миром, однако правитель Японии поначалу не поверил чужестранцам и направил на их флагман ниндзя, чтобы тот похитил бумаги, в которых должны были иметься сведения об истинных планах Америки. Воин проник незамеченным в каюту Перри и принес своему повелителю… собрание неприличных анекдотов. Несмотря на запрет и официальный отказ использовать ниндзя на государственной службе, через некоторое время после начала Японо-китайской войны (1937-1945 гг.) в Японии открылась секретная школа развед центра. Поскольку учреждение было секретным, его истинное название неизвестно, зато есть сведения, что в его стенах практиковались техники средневековых ниндзя.
Сегодня заведения, где преподается учение ниндзюцу. есть даже в России. Всемирную известность школам ниндзя принес Масааки Хацуми, талантливый ученик последнего патриарха школы Тога курэ-рю ТошитсугуТакамацу. Имен¬но он после смерти учителя, в начале 1980-х гг., рассекретил все учебники и пособия по ниндзюцу, а затем начал обучать этому искусству сначала соотечественников, а потом и иностранцев.
Современные школы ниндзюцу делают упор на преподавание боевых искусств, а между тем главным в их учении было все-таки не владение физическим телом, а совершенствование духа, сознания и медитативного мышления. Того, чего многим нашим современникам сильно недостает.