Заметки о Крыме — Карадаг любовь навсегда

КарадагЯ хочу рассказать о своем путешествии на гору Карадаг, в Карадагский природный заповедник. Несколько лет назад у меня был трудный личный период. Старое рушилась, рушилось быстро и как всегда внезапно. Работа отвлекала, но ненадолго. Надо было уехать куда-то, переосмыслить события, восстановить внутренние силы. Решение пришло в один момент. Утром я еще не знала что делать, а в обед уже купила ж/д билеты и через день рванула в Крым. Одна. Был уже сентябрь, 5 число. Как сейчас помню — я ехала в поезде на Феодосию и мой вагон был… пустым!!! В моем купе я была одна, в соседнем ехала тоже одна женщина, на весь вагон – всего 5-6 человек! Я поняла сразу, что этот отдых будет необычным.

Приехав в Феодосию, я поселилась в частном секторе у симпатичной женщины и тут же стала искать, чем сбить внутренний пожар. Морем, горами, впечатлениями! Этот отдых стал самым «экскурсионным»- каждый день я записывалась на новую экскурсию и возвращалась в домик после обеда или даже вечером.
В один из дней распространитель за столиком предложила мне экскурсию на гору Карадаг, в Карадагский природный заповедник.

Я записалась. Надо сказать, что я девушка не туристическая, так уж сложилось, что в походы никогда не ходила и в горы не лазила. Но тут у меня даже и мысли не возникло засомневаться. Я внутренне поняла – это будет Мое восхождение и Мое Преодоление! Ситуации и себя. Как я была права!

В тот день наша группа чуть не «пролетела». Когда автобус с нами, отдыхающими, прибыл к подножию Карадага, оказалось, что как раз сегодня, 16 сентября, закрытие сезона посещения Карадагского заповедника. Но нас таки приняли, как последнюю группу в этом году. И это было отличным знаком для меня! Да и для всех.

Зона Карадага считается заповедной зоной, туда можно пройти только с экскурсией, причем по специальной тропе вас ведет проводник, он же научный работник заповедника. Сначала мы посетили местный природоведческий музей.

Мне очень понравилось — обширная коллекция чучел животных, птиц и насекомых заповедника. При этом, как нас заверили, они не были убиты, а использовались только зверюшки, умершие естественно, сами.

Коллекция большая и интересная. Оказывается, здесь обитает 130! видов птиц, 35! видов млекопитающих, 15! видов рептилий. А растений – около 3 тыс. видов и многие из них не встречаются нигде больше ни в Крыму, ни даже в мире. Только из Карадагского заповедника 78 растений занесены в Красную книгу.
Вот такое уникальное место.

После музея на улице нашу группу уже ждал проводник–экскурсовод, степенный мужчина, экипированный в хорошие защитные брюки, ботинки. Он начал проводить первичный инструктаж. Ведь оказалось, что нам подниматься в гору аж 7 км, а потом спускаться в долину Коктебеля еще 9 км. Всего по времени 4- 4, 5 часа. Этого никто не ожидал. Продавцы билетов на экскурсию ни словом не обмолвились, увы, о длительности и определенной сложности маршрута. Проводник осмотрел нашу группу… и несколько пришел в шок. Среди нас были дамы в …шлепанцах на босу ногу. Одна барышня в туфельках на каблуках. И одна весьма пожилая женщина. Им предложили остаться внизу и не идти в гору. Но группа вдруг сплотилась и решила, что одолеют маршрут все вместе и поддержат пожилых.

Это было классное чувство – сплоченности, решимости, задора и внутреннего преодоления!
Поход начался.

Сначала шла равнинная местность, потом начался небольшой подъем. Ну и что? Совсем не трудно. Будто улица в горку идет. Вот только узенькая – тропка вьется вправо, влево, вправо, влево. Оказывается на небольшом отрезке по высоте мы прошли 4 растительно-климатические зоны! Под ногами шишки от елей, которым 300 лет! Я подняла одну на память, это не возбраняется. Она у меня и сейчас лежит возле компьютера.

Шли-шли в гору, слушали экскурсовода (очень интересно и много рассказывал). Никто пока не отставал. И вдруг – резкий подъем вверх. Становимся почти на четвереньки. А тропинки особо и нет – кустики вокруг и шишки под ногами, и постоянно скользишь вниз. Вот тут пришлось и цепляться на кого-то, и самому руку подавать и вытягивать других. Уж у меня макасины на плоской подошве, и то трудно было. А в шлепанцах!? …

Ползем, ползем вверх, дыхание сбивается. Но думаю: «А другим еще тяжелей». И еще приходит чувство какого-то правильного действия, т. е. телу трудно, а душа радуется! Преодолевая трудности, оживает, очищается и радуется. А вокруг- потрясающие виды и ракурсы.

Еще пару шагов (ползков) – и вдруг мы оказываемся на небольшом плоском плато среди гор! Красота! Вокруг обрывы, внизу зеленая долина, а мы тут наверху, на пятачке плоской тверди. Это первое впечатление от гор, может даже самое сильное. Небольшой привал. Подтягиваются вереницей последние туристы. Отдыхаем. Со страхом подходим к краю плато. Далеко внизу – лоскутик зелено-голубого моря. А ветер такой, что кажется снесет. Лучше отойти подальше от края! И все равно – делаю фото на память. Восторг!

Привал окончен. Снова в гору. Снова узкая тропочка и приличный уклон вверх. И, наконец, мы на самой вершине. Впечатления переполняют каждого!

И море, и причудливые силуэты скал, и Золотые ворота внизу… Ты ощущаешь, как сбрасывается шелуха ненужных мыслей и эмоций. Как первородная радость Жизни вливается во все клеточки. Я думаю, такие ощущения не я одна испытывала. Все как-то замерли и даже проводник молчал.

После самой высокой точки нашего подъема начался спуск в долину Коктебеля. Это было уже проще и прозаичнее — там проложена довольно широкая и пологая дорога.

Спускались почти молча, все были переполнены и восхищением от увиденного, и какой-то внутренней тишиной. Наверное, Величие Гор именно в этом – давать силу Жизни и очищать от пустого и суетного.
Потом я долго вспоминала этот поход на Карадаг. Из него я вернулась обновленная и… другая. И вот даже сейчас, в процессе написания статьи, будто заново все пережила. И снова ощутила радость и восторг. Будете в Крыму, в Судаке, в Феодосии, в Коктебеле – обязательно выберите эту экскурсию. Не на катере вокруг горы, а именно ножками, вверх, вверх, в гору.

После этой экскурсии по заповеднику Карадаг с уверенностью могу сказать – не лишайте себя радости Восхождения. Сделайте это!