Миф об Атлантиде будоражил воображение многих поколений, сюжет об исчезнувшей цивилизации широко использовали и используют писатели-фантасты, образ атлантов охотно эксплуатируют всевозможные оккультисты, а ученые пытаются установить, что в действительности скрыто за рассказанной Платоном историей.
Почти две с половиной тысячи лет назад древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) записал легенду об Атлантиде, могущественном древнем государстве, заселенном потомками бога Посейдона, достигшем невиданного расцвета, но затем погибшем в морской пучине. О происхождении атлантов Платон сообщил следующее:
«Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины, примерно вот в каком месте: от моря и до середины острова простиралась равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от моря, стояла гора, со всех сторон невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею, по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа; их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец ее скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней. Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым, он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и наилучшую долю и поставил его царем над остальными, а этих- остальных — архонтами, каждому из которых он дал власть над многолюдным народом и обширной страной».
Информация об Атлантиде содержится в двух платоновских диалогах — «Тимей» и «Критий». Вышеприведенный отрывок взят из «Крития», значительная часть которого посвящена истории и общественному устройству таинственного древнего государства. К сожалению, этот диалог не дошел до нас полностью. В «Тимее» имеется пара абзацев, где говорится о местонахождении Атлантиды, хотя основная тема диалога не имеет к ней никакого отношения.
Согласно «Критию», атланты были могущественным и воинственным народом. Они подчинили своей власти многие племена. Но покоренные земли не могли сравниться богатством и красотой с их родиной, ибо Посейдон был щедр к своим детям:
«Многое ввозилось к ним из подвластных стран, но большую часть потребного для жизни давал сам остров, прежде всего любые виды ископаемых твердых и плавких металлов, ив их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова и по ценности своей уступавший тогда только золоту. Лес в изобилии доставлял все, что нужно для работы строителям, а равно и для прокормления домашних и диких животных. Даже слонов на острове водилось великое множество, ибо корму хватало не только для всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы или равнины, но и для этого зверя, из всех зверей самого большого и прожорливого. Далее, все благовония, которые ныне питает земля, будь то в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или в плодах, — все это она рождала там и отлично взращивала».
Обитатели Атлантиды были сведущи во многих искусствах и ремеслах, они построили в своей земле многочисленные дворцы, храмы, каналы, гавани и верфи. Дворец верховного царя был возведен в том самом месте, где некогда обитал сам Посейдон со своею возлюбленною. Место это было окружено со всех сторон кольцевыми каналами, первые из которых, согласно преданию, были делом рук самого бога. Впоследствии атланты продолжили строительство:
«Прежде всего они перебросили мосты через водные кольца, окружавшие древнюю метрополию, построив путь из столицы и обратно в нее. От моря они провели канал в три плетра шириной и сто футов глубиной, а в длину на пятьдесят стадиев вплоть до крайнего из водных колец: так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань, приготовив достаточный проход даже для самых больших судов. Что касается земляных колец, разделявших водные, то вблизи мостов они прорыли каналы такой ширины, чтобы от одного водного кольца к другому могла пройти одна триера; сверху же они настлали перекрытия, под которым должно было совершаться плавание: высота земляных колец над поверхностью моря была для этого достаточной… На этих кольцах соорудили они множество святилищ различных божеств и множество садов и гимнасиев для упражнения мужей и коней. Все это было расположено отдельно друг от друга на каждом из кольцевидных островов; в числе прочего посредине самого большого кольца у них был устроен ипподром для конских бегов, имевший в ширину стадий, а в длину шедший по всему кругу… Верфи были наполнены триерами и всеми снастями, какие могут понадобиться для триер, так что всего было вдоволь. Так было устроено место, где жили цари. Если же миновать три внешние гавани, то там шла по кругу начинавшаяся от моря стена, которая на всем своем протяжении отстояла от самого большого водного кольца и от гавани на пятьдесят стадиев; она смыкалась около канала, выходившего в море. Пространство внутри нее было густо застроено, а проток и самая большая гавань были переполнены кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы, и притом в таком множестве, что днем и ночью слышались говор, шум и стук… Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя — орихалком, испускавшим огнистое блистание».
Если верить Платону, он пересказал семейное предание, у истоков которого стоял выдающийся афинский государственный деятель Солон (640-559 гг. до н. э.), бывший предком Платона, жившего на два столетия позже. Этот уважаемый афинянин предпринял поездку в Египет, где был любезно принят жрецами богини Нейт, которую отождествляли с Афиной Палладой, покровительницей родного города Солона. Египетские жрецы, хранители традиции, значительно превосходившей по древности эллинскую, поведали греческому мудрецу о канувшей в небытие державе, а заодно просветили его насчет некоторых страниц истории его собственных предков.
Платон утверждал, что события, о которых рассказали египтяне, имели место за 9 тысяч лет до визита Солона. В диалоге «Тимей» о них сказано следующее:
«Через море это в те времена возможно было переправиться, ибо еще существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами. Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова, а с островов – на весь противолежащий материк, который охватывал то море, что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторону упомянутого пролива является всего лишь заливом с узким проходом в него, тогда как море по ту сторону пролива есть море в собственном смысле слова, равно как и окружающая его земля воистину и вполне справедливо может быть названа материком). На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении».
Казалось бы, Платон оставил нам весьма пространное и точное географическое описание. Но в действительности отрывок из «Тимея» дает современному читателю очень мало информации о настоящих размерах и местонахождении Атлантиды. Прежде всего совершенно непонятно, что означает «превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые». Что конкретно подразумевалось под Ливией и Азией? Согласно объяснению, которое традиционно дается в популярной литературе, Ливия — греческое название всей Африки, а под Азией подразумевается полуостров Малая Азия. Но ведь очевидно, что Платон не мог иметь в виду весь Африканский континент, тем более, что как его соотечественники, так и поведавшие историю египтяне имели весьма смутное представление о его размерах. В исторических трудах античности зафиксирована одна-единственная успешная попытка обогнуть Африку, предпринятая в VII в. до н. э. финикийскими мореплавателями. История этой экспедиции пересказана Геродотом, но «отец истории» не приводит сколько-нибудь точных размеров континента, а лишь говорит, что путешествие сопровождалось длительными остановками и длилось два года. Повторных попыток пройти по тому же маршруту предпринято не было. Логично предположить, что под Ливией в данном случае подразумевается какая-то часть Северной Африки, чьи границы очерчены достаточно четко, но где конкретно они проходят, можно лишь гадать. Аналогично обстоят дела с Азией. Понятно, что речь идет не об Азии в ее современных границах. Что касается предположения о полуострове Малая Азия, то оно совершенно произвольно. С таким же успехом это может быть любой другой географический объект-восточной части Средиземноморского региона.
Что касается упомянутых в описании Геракловых столпов, они тоже не слишком проясняют вопрос. Даже если под этим названием действительно, как это принято считать, подразумеваются скалы Гибралтарского пролива, из текста довольно сложно понять, находился ли мифический остров по ту или по эту сторону пролива — в Атлантическом океане или Средиземном море. Но дело в том, что Геракловы столбы Платона — совсем не обязательно Гибралтар. Да, это название закрепилось за проливом, соединяющим Средиземное море с Атлантическим океаном, но так могли называться и другие географические объекты известные грекам. Для античности вообще характерны блуждающие названия. К примеру, наряду с проливом Босфор, соединяющим Средиземное и Черное моря, существовал Босфор Киммерийский (современный Керченский пролив). Десяток городов, разбросанных по всему Средиземноморью, мог носить одно и тоже название. Некоторые атлантологи высказывали предположение, что Геракловыми столпами Платона мог оказаться как раз один из Босфоров, и помещали Атлантиду в Крыму. Существовали и более экзотические варианты.